Запреты ради сохранения Байкала. Какие особенности в быту испытывают жители прибрежной зоны?

В Бурятии идёт активная работа по изменению законодательства, регулирующего деятельность на Байкальской природной территории.

visibility 1193

Жёсткие ограничения не позволяют местным жителям вести хозяйственную деятельность - невозможно строить дороги, линии электропередач и даже оформить в собственность земельные участки, на которых люди живут годами. 

Илья Кошлюнов – корреспондент : “Байкал – объект всемирного наследия. Его берега притягивают сотни тысяч туристов ежегодно, поэтому вопрос о сохранении уникальности экосистемы стоит остро как никогда. Озеро на законодательном уровне защитили, однако берега от этого чище не стали, а количество отдыхающих наоборот – увеличилось. А вот настоящими заложниками запретов и ограничений стали местные жители”.

В марте 2015 года, после постановления Правительства России о новых охранных границах, «за рамки» закона попали 66 населённых пунктов республики. На территориях поселений, которые находятся на береговой линии Байкала, установлены особые условия хозяйственной деятельности. Самое главное ограничение – жители теперь не могут оформить земельные участки в собственность.

Маргарита Магомедова – и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия: “Начинают действовать ограничения, которые установлены ст. 27 Земельного Кодекса – то есть граждане сегодня не в праве оформлять свои права на земельные участки, допустим в собственность. В связи с чем у нас порядка 50% граждан, которые проживают на этой территории, только имеют документы на земельные участки”.

Те же, кто успел уладить все юридические вопросы по оформлению участков, столкнулись с другими ограничениями. На территории экологической зоны запрещено пасти скот.

Николай Пиноев - глава МО СП "Ранжуровское": “Сейчас половина населения работает уже не в самом селе, а выезжает работать вахтовым методом. Раньше они занимались сельским хозяйством, занимались табуноводством, скотоводством. Сейчас учитывая всё это, потихонечку это прекращается”.

Жительница села Ранжурово Вера Сотнич многодетная мама, заняться фермерством мечтала давно. Сейчас в семейном подсобном хозяйстве есть куры, кролики и, конечно, несколько голов крупного рогатого скота. Корова для сельского жителя – это и мясо, и молоко круглый год.

Вера Сотнич – жительница с. Ранжурово, Кабанский район: “Если будут такие ограничения, то мы будем сокращать своё хозяйство. Это же надо заготавливать корм, потом если ограничения будут, мы конечно сократим, вплоть до того, что останемся без хозяйства. Как дальше жить будем?”

И на этом беды сельчан не заканчиваются. На Байкальской природной территории нельзя заниматься капитальным строительством зданий, дорог, линий электропередач. Кроме того, санитарные нормы коснулись правил утилизации канализационных отходов. Все без исключения обязаны использовать либо биотуалеты, либо за свой счёт строить бетонированные выгребные ямы. По словам местных жителей, новые правила можно перечислять бесконечно. О бедах сельчан знают в Правительстве Бурятии, где предлагают исключить населенные пункты из водоохраной экологической зоны озера Байкал. Для этого необходимо установить границы поселений и внести соответствующие изменения в кадастровый план.

Маргарита Магомедова – и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия: “Мы анализ сделали – у нас 66 населённых пунктов входят в эти границы. Соответственно, когда рассматривали эту проблему, было вынесено решение и в республиканском бюджете было предусмотрели 7 млн 600 тыс. для проведения этих работ”.

Выделенные средства уже направлены в муниципалитеты. До 1 октября землеустроительные работы должны быть завершены. Снимут ли в этом случае все ограничения на традиционную деятельность для местных жителей, пока говорить рано. Но, вполне вероятно, у сельчан появится возможность заниматься народным промыслом и ведением подсобного хозяйства, ведь эти традиции передаются из поколения в поколение.

Автор: Илья Кошлюнов

Оператор: Пурбо Григорьев

Все свежие новости

Яндекс.Метрика