Байкальская паромная переправа. До 1905 года зимой здесь прямо по льду прокладывали рельсы и по ним лошади тянули железнодорожный состав. В остальное время года ситуация кардинально менялась, те же вагоны переплывали озеро на двух огромных паромах-ледоколах «Байкал» и «Ангара», которые без «чёрного топлива» и мили бы не смогли сделать. А добывался уголь прямо здесь, в горах, недалеко от порта Танхой.
Светлана Власова, краевед, учитель истории: В середине 19 века были открыты месторождения каменного угля на юго-восточном берегу Бакала, и в связи с образованием Байкальского пароходства этот уголь стал использоваться для обеспечения судов.
Уже в начале 20 века рядом угольными копями был построен целый поселок, где жили и работали более тысячи человек. Сегодня от городка не осталось и следа, дорога к штольням заросла. Но энтузиастов трудности никогда не пугали.
Аня Терещенкова: На проекте Большой Байкальской тропы я уже не первый раз, мне очень нравится знакомиться с природой байкальского региона и с историей своей родины. Здесь мы строим тропы к самым интересным местам Байкала.
Волонтерам нужно привести в порядок 150 метров дороги. Вроде бы немного, но дорожка эта, давно превратилась в непролазную чащу: засыпана камнями, завалена упавшими деревьями. Каждый метр Большой Байкальской тропы дается с большим трудом. Но оно того стоит, ведь потом все желающие смогут без помех дойти со смотровой площадки, увидеть вход в штольни и собственными руками потрогать шершавый байкальский уголек, который долгие годы давал жизнь пароходам и паромам священного озера.