Почему до сих пор не удаётся потушить торфяные пожары в Кабанском районе?

Почти ежегодно едкий дым от горящих торфяников накрывает Кабанский район. Местные жители и в прошлом году жаловались на удушье от запаха гари и бездействие властей - тушить возгорания тогда никто не спешил. Изменилась ли ситуация сегодня, узнавала наша съёмочная группа.

visibility 583
Почти ежегодно едкий дым от горящих торфяников накрывает Кабанский район. Местные жители и в прошлом году жаловались на удушье от запаха гари и бездействие властей - тушить возгорания тогда никто не спешил. Изменилась ли ситуация сегодня, узнавала наша съёмочная группа.

О проблеме, которая существует уже не первый год, наконец услышали. О торфяных пожарах в Кабанском районе заговорили не только местные жители, но и в правительственных кабинетах. Затем инициативу подхватили волонтёры. Для оценки площадей возгораний регион посетили представители «Greenpeace». Результаты мониторинга повергли в шок - горит около 1000 гектаров земли, очаги раскиданы более чем на 200 квадратных километрах. Весной этого года Правительство Бурятии выделило почти 10 миллионов рублей на борьбу с природными возгораниями, однако полностью решить проблему пока не удаётся. 

Алексей Терехов, инженер по ГО и ЧС Администрации Кабанского района:

- Основная работа сейчас проводится по затоплению существующих очагов торфа путём подачи воды из магистрального канала и окапыванию горящих очагов в тех местах, куда воду подать невозможно. 

О том, что ситуация взята под контроль, пока говорить рано. В районе появляются новые очаги, а старые продолжают гореть. Эти кадры были сняты в октябре прошлого года. Густой дым заволок практически всё в округе, включая федеральную трассу М-55. Спустя год в этом же месте торфяник по-прежнему в дыму. Затушить очаги не помогли ни снег, ни низкие температуры прошлой зимой. А нынешнее засушливое лето только усугубило ситуацию. Кадры, снятые с высоты, показывают наглядно масштабы последствий таких пожаров. Некогда плодородная земля полностью уничтожена. На поражённых участках не растёт даже трава. 

Солбон Санжиев, координатор общественного штаба по содействию тушению лесных пожаров в Республике Бурятия: 

- Если этот вопрос мы не будем будировать, в запущении оставить, то года через 3-4 гораздо труднее будет восстанавливать это всё. И средств, и сил гораздо больше потребуется. 

По подсчётам экологов из «Greenpeace», торфяными пожарами нанесён ущерб на 643 миллиона рублей. Вести борьбу с такими возгораниями очень сложно – огня практически не видно, а дым может увести по ложному следу. Полностью непогашенная, даже маленькая часть торфяника грозит превратиться в новый очаг возгорания. Свою помощь активно оказывают волонтёры, однако человеческих рук по-прежнему не хватает. В социальных сетях добровольцы активно призывают местных жителей принять участие в тушении, но откликаются пока немногие.

Александр Гармаев, координатор проекта «Сохраним Байкал»:

- Торфяные пожары они довольно сложны в тушении – очень много работ. Это грязная, муторная работа, на которую готовы идти не все. По факту это возня в грязи. Но эта работа необходима, потому что любой из этих торфяников – это очаг пожаров на будущий год. 

Пока одни тушат, другие спорят – почему в непосредственном тушении не участвуют оперативные службы МЧС и лесники, ведь у них есть необходимый опыт и соответствующее техническое оснащение. В региональном министерстве по чрезвычайным ситуациям с этими обвинениями не согласны. Там считают, что тушить подобные возгорания должны подрядные организации, на что и выделялись в этом году бюджетные средства. 

Виктор Михайлов, начальник Главного управления МЧС России по Республике Бурятия: 

- Торфяные пожары пожарными машинами не тушат. Это надо проводить мероприятия глобальные, связанные с обводнением, с изменением русел рек, с проведением каких-то инженерных мероприятий, чтобы проводить закачку воды на данный объём, который будет исчисляться сотнями тысяч тонн. На пожарных машинах мы это сделать не сможем. 

В республиканском Агентстве лесного хозяйства и рады бы помочь, вот только горящие торфяники находятся на федеральных землях сельхозназначения. Любые попытки борьбы с огнём на этих очагах законом будут трактоваться как нецелевое использование средств. 

Александра Егорова, пресс-секретарь республиканского Агентства лесного хозяйства:

- Зона ответственности – это государственный лесной фонд. Соответственно, если мы будем тушить пожар на землях иных категорий, то это уже будет неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств, которые нам выделяются виде субвенций из Москвы. Нас могут привлечь, то есть заключить договор какой-либо, но к нам таких не поступало. 

Удастся ли в этом году полностью потушить все очаги возгораний – вопрос открытый. Волонтёры по-прежнему готовы помогать в борьбе с огненной стихией и призывают всех неравнодушных помочь им в этом деле. Между тем, по официальной информации Правительства республики, силами подрядной организации работы выполнены лишь на 40%, завершить все противопожарные мероприятия планируется в ноябре текущего года. 

Автор: Илья Кошлюнов

Операторы: Александр Тайбинов, Анатолий Пляскин

Все свежие новости

Яндекс.Метрика